Отче Наш
Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли; хлеб наш насущный даждь нам днесь;и остави нам долги наша якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго; яко Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь.
Это Молитва, которую оставил Своим ученикам Сам Господь Иисус Христос. Причем, это единственная молитва, которую Он оставил нам!
Взывая к Богу словами этой Молитвы, мы всегда, день за днем, будем открывать ее для себя, будем в нескольких словах находить ответы на вопросы, от которых зависит наша вечная жизнь – или вечная смерть.
Кроме того, Молитва Господня учит нас, как мы должны молиться, с чем мы можем обращаться к Господу.
Однажды, когда Спаситель молился, к нему обратились ученики: Господи! Научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих ... (Лк. 11, 1).
И Спаситель, в ответ на эту просьбу, дает такую молитву, которая с тех пор и поныне называется Молитва Господня, или молитва Отче наш.
Существует два варианта Молитвы: у Евангелиста Матфея (Мф. 6, 9-13) и у Евангелиста Луки (Лк. 11, 2–4). Интересно, что варианты эти несколько разнятся. Лука приводит всего пять прошений Молитвы, Матфей предлагает более развернутую версию: семь прошений.
Вряд ли можно предположить, что кто–нибудь дерзнул сократить Молитву, заповеданную Самим Спасителем, скорее бы, ее расширили. Поэтому, вероятнее всего, версия Луки первоначальна. У Евангелиста Матфея Молитва имеет более выраженный иудейский колорит, чем у грека Луки. Но вероятно и то, что Спаситель произносил эту молитву не единожды, причем иногда что-то в ней изменял. Может быть, каждый раз это была некая импровизация. В таком случае два варианта Молитвы, оставленной Евангелистами, – драгоценное предание об этом.
И все же для богослужебного и личного молитвенного использования Церковь приняла пространный вариант Евангелиста Матфея.
Апостол Матфей помещает Отче наш в контекст Христова учения о молитве. То, как учит Спаситель молиться, и будет кристаллизовано далее в Его Молитве, данной ученикам.
И когда молишься, – говорит Спаситель, – не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц останавливаясь молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. А молясь, не говорите лишнего, как язычники; ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им; ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него. Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится Имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас во искушение, но избавь нас от лукавого; ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь (Мф. 6, 5-13)(1).
Назад к списку