Храм Покрова Пресвятой Богородицы - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Свойства Божии

 

Бог открыл нам о Себе, что Он — бестелесный и невидимый Дух  (Иоан. 4, 24)

Это значит, что Бог не имеет ни тела, ни костей (как мы имеем), и ничего не имеет в Себе такого, из чего состоит наш видимый мир, а потому мы Его видеть не можем.

    Для объяснения приведем пример из нашего земного мира. Мы не видим воздуха, но видим его действия и проявления: движение воздуха (ветер) имеет большую силу, способную двигать большие корабли и сложные машины, мы чувствуем и знаем, что воздухом мы дышим и без него не можем жить. Так и Бога мы не видим, но действия Его и проявления, мудрость и силу Его мы видим везде в мире и ощущаем в самих себе.

     Но невидимый Бог, по любви к нам, иногда являлся некоторым праведным людям видимым образом — в подобиях, или как бы в отражениях Своих, то есть в таком виде, в каком они Его могли видеть, а иначе они погибли бы от Его величия и славы.

     Бог сказал Моисею: "человек не может увидеть Меня и остаться в живых" (Исх. 33, 20). Если солнце нас ослепляет своим блеском и мы не можем смотреть на это Божие творение, чтобы не ослепнуть, то тем более на сотворившего его Бога. Ибо "Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы" (Иоан. 1, 5), и живет Он во свете неприступном (1 Тим. 6, 16).

    Бог вечный (Псал. 89, 3; Ис. 40, 28). Все, что мы видим в мире, когда-нибудь началось, родилось, когда-нибудь и кончится, умрет, разрушится. В этом мире все временно — все имеет свое начало и свой конец.

     Когда-то не было ни неба, ни земли, ни времени, а был только один Бог, потому что Он начала не имеет. А не имея начала, Он и конца не имеет. Бог всегда был и всегда будет. Бог — вне времени. Бог всегда есть. Поэтому Он называется вечным.

     Бог неизменяемый (Иак. 1, 17; Мал. 3, 6). Ничего нет в Мире постоянного и неизменного, все непрерывно изменяется — растет, стареет, уничтожается; одно сменяется другим. Только один Бог постоянный, в Нем нет никакой перемены, Он не растет, не стареет, Он никак, ни в чем и никогда не изменяется. Какой Он был всегда, такой есть теперь и таким останется навеки.

     Бог всегда одинаковый. Поэтому Он называется неизменяемым.

     Бог всемогущий (Быт. 17, 1; Лук. 1, 37). Человек если захочет что-нибудь сделать, ему нужен материал, без которого он ничего не может сделать. При помощи красок, на полотне, человек может нарисовать прекрасную картину; из металла может сделать сложную и полезную машину, но никак не может устроить, например, землю, на которой живем, солнце, которое светит и греет, и многое другое.

      Только для одного Бога нет ничего невозможного, нет ничего такого, чего Он не мог бы сделать. Он захотел сотворить мир и сотворил его, из ничего, одним Своим словом.

      Бог все может сделать, что пожелает. Поэтому Он называется всемогущим.

      Бог вездесущий (Псал. 138, 7-12).Бог всегда, во всякое время, находится везде. Нет такого места в мире, где бы Его не было. Никто и нигде не может укрыться от Него.  Бог — везде. Поэтому Он называется вездесущим (везде находящимся).

       Бог всеведущий (1 Иоан. 3, 20; Евр. 4, 13). Человек может многому научиться, многое узнать, но всего знать ни один человек не может. Кроме того, человек не может знать будущее, не может все слышать и все видеть.

      Только один Бог знает все, что было, что есть и что будет. Для Бога нет различия между днем и ночью: Он во всякое время все видит и слышит. Знает каждого из нас и не только, что мы делаем и говорим, но и что мы думаем и чего желаем.

      Бог всегда все слышит, все видит и все знает. Поэтому Он называется всеведущим (все знающим).

      Бог всеблагий (Матф. 19, 17). Люди не всегда бывают добрыми. Часто бывает, что человек кого-нибудь не любит.  Только Бог любит нас всех и в высшей степени любит, как никто из людей. Он дает все, что нужно нам для жизни. Все, что мы видим на небе и на земле, Господь сотворил для блага и пользы людей.

     Вот, как об этом учит один Епископ: "Кто даровал нам жизнь? Господь! От Него мы получили разумную душу, способную рассуждать и познавать, от Него получили сердце, способное любить… Нас окружает воздух, которым дышим, и без которого не можем жить. Мы везде снабжены водой, которая так же необходима нам, как и воздух. Мы обитаем на земле, которая доставляет нам всякую пищу, необходимую для поддержания и сохранения нашей жизни. Нас освещает свет, без которого мы ничего не могли бы добыть себе. Мы имеем огонь, которым можем согреть и согреваем себя во время стужи и посредством которого приготовляем себе нужную пищу. И все это есть дар Бога. Мы имеем отца, мать, братьев, сестер, друзей; как много они доставляют нам радости, помощи и утешения! Но никого из них мы не имели бы, если бы Господу не угодно было даровать нам их".

      Бог всегда готов дать нам всякое добро, всякое благо и заботится о нас больше, чем самый добрый отец о своих детях.  Поэтому Бог называется всеблагим или премилостивым (очень добрым). И мы называем Бога нашим Отцом Небесным.

      Бог всеправедный (Псал. 7, 12; 10, 7). Люди часто говорят неправду и бывают несправедливыми.

      Бог же в высшей степени справедливый. Он всегда хранит правду и справедливо судит людей. Он не наказывает без причины праведника и не оставляет человека без наказания за всякое худое дело, если только человек сам не исправит свою жизнь покаянием и добрыми делами.  Поэтому Бог называется всеправедным и всеправосудным.

      Бог Вседовольный (Деян. 17, 25). Человек всегда в чем-нибудь нуждается, потому часто бывает недовольным. Только один Бог все имеет и Сам для Себя ни в чем не нуждается, а наоборот, Сам дает всем и все. Поэтому Он называется вседовольным.

      Бог всеблаженный (1 Тим. 6, 15). Бог не только вседовольный, но всегда имеет в Самом Себе наивысшую радость, — полное блаженство или, как мы говорим, наивысшее счастье.  Поэтому Бог называется всеблаженным.

      И мы никогда и нигде не можем найти себе истинную радость в жизни (счастье), как только в Боге.

      Бога мы называем Творцом или Создателем, потому что Он сотворил все, видимое и невидимое.

      Бога мы также называем Вседержителем, Владыкою и Царем, потому что Он Своею всемогущею волею все, сотворенное Им, содержит в Своей силе и власти, над всем владычествует и царствует и всем управляет.

      Промыслителем мы называем Бога потому, что Он обо всем заботится, обо всем имеет попечение.


Назад к списку