Храм Покрова Пресвятой Богородицы - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Таинство Покаяния

 

"Ты стыдишься и краснеешь, когда нужно сказать свои грехи. Стыдись лучше грешить, чем исповедоваться. Размысли: если не будет принесена исповедь здесь, то все будет исповедано там перед всей вселенной. Где больше мучения? Где больше стыда? На деле мы отважны и бесстыдны, а когда должны исповедоваться, тогда стыдимся и медлим."
Преподобный Ефрем Сирин

Вопрос: Что такое Таинство Покаяния?

     Ответ: Таинство Покаяния - это священнодействие, в котором священник данною ему Силой Духа Святого "разрешает" (развязывает, освобождаетцерковнославянск.) от грехов кающегося христианина.

     Для того, чтобы понять смысл Покаяния, необходимо подробнее разобрать понятие - "грех".

     Грех - это нарушение Заповеди Божьей, преступление против Божьего Закона, в некотором смысле - самоубийство.

     Грех страшен, в первую очередь, тем, что разрушает душу самого человека, творящего этот грех, ибо, совершая грех, человек теряет Благодать Святого Духа, лишается Благодатной защиты и становится открыт губительным силам зла, нечистым духам, которые не замедляют тотчас же использовать возможность совершения разрушительных действий в душе грешника.

     А поскольку тело и душа человеческие в этой земной жизни связаны воедино, то раны душевные становятся источником недугов телесных; и в результате страдают и тело, и душа.

     Также важно понимать, что Заповеди Божьи, Его Закон даны нам как Дар Его Божественной Любви к нам, неразумным детям Его.

     Бог в Заповедях Своих повелевает делать что-либо и не делать другого не потому, что Ему "просто так хочется".

     Всё, что Бог заповедал делать - полезно нам, а что запретил - вредно.

     Даже обычный человек, любящий своего ребёнка, учит его: "пей морковный сок - он полезный, не ешь много конфет - это вредно". А ребёнку не нравится морковный сок, и он не понимает, почему вредно есть много конфет: ведь конфеты сладкие, а морковный сок - нет. Поэтому он и сопротивляется слову отца, отталкивает стакан с соком и закатывает истерику, требуя ещё сладкого.

     Также и мы, взрослые "дети", больше стремимся к тому, что доставляет нам удовольствие, и отвергаем то, что не соответствует нашим прихотям.

     И, отвергая Слово Отца Небесного, совершаем грех.

     Бог, зная немощное и удобопреклонное ко греху естество человеческое и не желая погибели Своего творения, в числе прочих Даров Благодати, даровал нам Таинство Покаяния, как средство очищения от грехов, освобождения от их, губительных для человека, последствий.

     Дав своим ученикам - Апостолам - власть прощать или не прощать грехи человеческие, Христос через Апостолов дал эту власть и апостольским преемникам - епископам и священникам Церкви Христовой.

     "И ныне каждый православный епископ или священник обладает этой властью во всей полноте.

     Всякий христианин, сознающий свои грехи и желающий от них очиститься, может прийти в храм на исповедь и получить "разрешение" (освобождение церковнославянск.) от них.

     Важно понимать, что Церковное Таинство Покаяния есть не просто возможность выговориться и тем "облегчить свою душу", как это принято в миру, но по сути своей это Таинство - действие Благодати, и, как и каждое действие Духа Святого, производит в душе человека реальные благотворные изменения.

     Покаяние называют ещё "вторым крещением", так как в этом Таинстве совершается, подобно Крещению, очищение от грехов, и душа вновь обретает блаженное состояние чистоты и праведности.

     Приходящим к этому спасительному Таинству, ищущим исцеления душевных недугов, нужно знать, что Таинство Покаяния состоит, как: бы из четырёх частей или этапов:

1.     Готовящийся к Таинству Покаяния христианин должен умом осознать свои грехи, проанализировать свою жизнь, понять, в чём и как он нарушил Заповеди Божьи, оскорбил Божественную к нам Любовь.

2.     Осознавший свои грехи, христианин должен сердцем раскаяться в них, оплакать своё недостоинство, просить у Бога помощи, чтобы впредь не осквернять себя ими.

3.     Пришедший в храм, кающийся должен подойти на Исповедь иустами исповедать (исповедовать - открыто признавать церковнославянск.), то есть открыть перед священником свои грехи, прося у Бога прощения и давая обещание, в будущем всеми силами души бороться с искушениями, вводящими в грех и вечную смерть.

4.     Исповедав священнику свои грехи, получить от него разрешение через чтение особой молитвы и осенение Знамением Креста.

     Только при наличии всех этих составных частей Таинство Покаяния совершается, и христианин получает благодатное исцеление души от греховного недуга.

     Нужно также отметить, что исповедь должна быть строго индивидуальна, "лицом к лицу", так называемая "общая исповедь", когда священник читает всем сразу молитвы, а потом по одному подходят за "разрешением", неправомочна.

Священник Александр Торик


Назад к списку